ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

Содружеству - 6 лет. Маршрут ведет в будущее

Иван Белов, генеральный директор пригородной пассажирской компании «Содружество»

О жизни компании мы попросили рассказать её генерального директора Ивана Белова. Человека в Поволжье по-настоящему легендарного: долгие годы возглавлявшего Казанское отделение Горьковской железной дороги и имеющего уникальное сочетание почётных титулов – заслуженного работника транспорта Татарстана, Чувашии, Марий Эл и Российской Федерации.

 

 – Иван Алексеевич, итак, что же это были за шесть лет?

 – Компания начала свою деятельность с октября 2009 года, её учредителями выступили ОАО «РЖД» и правительства республик Татарстан и Удмуртия. Перед нами стояла серьёзная задача – создать эффективную бизнес-модель пригородной пассажирской компании, с нуля сформировав административный, организационный и финансово-экономический институты. Большого опыта создания таких компаний в России не было, но серьёзная работа, профессионализм коллектива и верно выработанная стратегия менеджмента дали результат. Компания наша крепла, значительно улучшалось качество предоставляемых услуг, в итоге мы добились высоких производственных и экономических результатов.

 

 – Как это удалось? Есть ли формула успеха у «Содружества»?

– Теоретики говорят: у любой хозяйствующей организации есть жизненный цикл. Она проходит этапы становления, роста, стабильности и стагнации. Темп в мире постоянно ускоряется. И ключ к успеху – это способность организации меняться в зависимости от условий рынка, потребностей её сотрудников и клиентов, появления новых технологий, социальных и политических перемен. Сегодня «Содружество» находится на этапе стабильности. Но мы не стоим на месте, а постоянно совершенствуемся: развиваем новые маршруты и сервисы, вводим новые формы оплаты проезда, обучаем и повышаем квалификацию своих сотрудников, создаём авторские программные продукты. А наши пассажиры наслаждаются безопасными и комфортными перевозками в пригородных поездах.

 

– Сегодня «Содружество» – это…

– …компания с чётким позиционированием, с осознанной и подкреплённой расчётами стратегией развития, с устойчивой инновационно-технической базой, с профессиональными и креативными кадрами. Мы обеспечиваем население пригородным железнодорожным транспортом в девяти субъектах Российской Федерации: Татарстане, Удмуртии, Башкортостане, Чувашии, Марий Эл и Мордовии, Пермском крае, Кировской и Свердловской областях. На этом полигоне курсирует 162 наших пригородных поезда. За восемь месяцев 2015 года мы перевезли 7,4 млн человек – почти миллион ежемесячно!

С 1 февраля 2015 года «Содружество» обслуживает маршрут Казань-1 – Аэропорт. На нём ежедневно курсируют восемь пар поездов по графику, который разработан с учётом расписания полётов международного аэропорта Казань. Подвижной состав – новые электропоезда ЭД9Э в шести- и четырёхвагонном исполнении. За семь месяцев по маршруту перевезено более 50 тысяч пассажиров.

А с 1 июля после годичного перерыва возобновилось пригородное сообщение в Марий Эл. По маршрутам от Йошкар-Олы на Казань и Табашино рельсовые автобусы курсируют три дня в неделю.

 

– В июле Казань принимала Всемирный чемпионат по водным видам спорта. Внесло ли «Содружество» вклад в его проведение?

– Несомненно. Готовясь к чемпионату, мы уделили особое внимание маршруту Казань – Аэропорт, ведь большинство гостей прибывало самолётом. Разъездные билетные кассиры этого направления учили английский язык. Для них мы приобрели новую красивую форму, обеспечили их сумками-холодильниками с прохладительными напитками для продажи в пути следования. В вагонах были установлены медиаэкраны с полезной информацией. Объявления по громкой связи и тексты бегущей строки шли на трёх языках – русском, татарском и английском. 

«Содружество» стало одной из первых пригородных компаний, которая предложила пассажирам новые возможности по оплате билетов через терминалы самообслуживания. Кроме привычных уже способов – наличными, с помощью транспортной карты и мобильного телефона – это теперь можно осуществить пластиковыми картами международных платёжных систем «Visa», «Visa Electron», «MasterCard» и «Maestro». Такой вид оплаты внедрён благодаря эффективному взаимодействию с ПАО «ВТБ 24» и ЗАО «Предпроцессинговый расчётный центр» (г. Москва) – первой и единственной российской процессинговой компанией, предоставляющей услуги обработки оплат, совершаемых с помощью современных видов безналичных платежей в электронной коммерции и терминалах самообслуживания (банковские карты, электронные деньги, платежи со счёта мобильного телефона, бесконтактные технологии NFC).

«Содружество» получило множество благодарностей от гостей чемпионата, в том числе иностранных, за комфортные перевозки и безупречную работу сотрудников. И самое главное – ни одной жалобы! Теперь масштабная задача – подготовка к чемпионату мира по футболу 2018 года.

 

– Появились ли в нынешнем году новые технологические разработки, инновационные решения?

– Постоянное совершенствование технологий – наша гордость. О новой форме оплаты проезда я уже сказал. Кстати, мы увеличили число билетопечатающих автоматов – теперь их уже 37, и всё больше пассажиров платят за проезд именно через них (21% от общего числа на станциях, где такая техника установлена).

До конца года планируем внедрить абонементные билеты на бесконтактных смарт-картах, а также реализовать проект персонифицированного учёта региональных льготников: на первом этапе – на главном ходу Ижевск – Казань – Канаш – Чебоксары, на втором этапе – на всём полигоне обслуживания. У такого учёта есть преиму-щества. Для пассажиров это удобное и быстрое приобретение проездных документов с использованием единого носителя информации. Для обслуживаемых регионов – достоверность получаемых данных и работа по понятной схеме возмещения выпадающих доходов. Пригородной компании система позволит ускорить обслуживание пассажиров и исключить ошибки благодаря персонификации, автоматической проверке права на льготный проезд.

 

– Правильно подобранные кадры – важное условие успеха предприятия. Какой в «Содружестве» коллектив?

– За шесть лет нам удалось создать сплочённую команду, выработать эффективную кадровую политику. Я требователен к себе и жду от своих сотрудников такой же самоотдачи, личной и командной ответственности, инициативности и компетентности. Мы постоянно обучаем и повышаем квалификацию работников. Сегодня их средний возраст – 35 лет. Компания старается сохранить положительную динамику по заработной плате сотрудников – в июле она была индексирована на 3,5%. Заботимся и о социальном обеспечении – обязательном и добровольном медицинском страховании, отдыхе в лагерях для детей сотрудников, а для самих сотрудников – лечении в санатории, вакцинации перед началом зимнего сезона, обеспечении формой и спецодеждой. Всё это прописано в нашем Коллективном договоре.

 

– А какими вам видятся перспективы развития компании?

– Среди главных задач – приём на наш баланс подвижного состава и приобретение новых поездов. Распоряжаясь всем этим, мы будем искать пути снижения себестоимости перевозок. И в результате сможем успешнее конкурировать на маршрутах в своих регионах.

В нынешнем году мы разработали Стратегию развития компании до 2020 года. Среди приоритетных задач на ближайшее время в ней значатся: удовлетворение спроса на наиболее загруженных маршрутах и растущих рынках (прежде всего в агломерациях), рост привлекательности пригородных перевозок для пассажиров за счёт обновления подвижного состава, оптимизация расписания движения, увеличение маршрутной скорости и совершенствование систем продажи билетов. Мы планируем развивать внутригородские перевозки и интегрировать их со своими пригородными маршрутами, с возможностями других видов транспорта.

Пользуясь случаем, я бы хотел поздравить всех работников ОАО «Содружество» с нашим праздником и пожелать крепкого здоровья, процветания и благополучия, ну и, конечно, новых трудовых достижений!

Беседовали Инна Карпова и Николай Морохин