ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

"ПРИКАЗАНО БРАТЬ ЖИВЫМ"

Зацеперов, вандалов и хулиганов на транспорте подведут под уголовную статью. 

В минувшую пятницу депутаты Госдумы приняли во втором чтении законопроект, предусматривающий уголовную ответственность за действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств. Однако поимка и наказание нарушителей по-прежнему останутся трудными задачами. 

Как отметил глава комитета ГД по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, изменения вносятся в две статьи Уголовного кодекса – 213 («Хулиганство») и 267 («Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения»), также УК дополняется новой статьёй, устанавливающей наказание за хулиганские действия вне транспорта, если таковые угрожают его безопасной эксплуатации. 

«Речь идёт о так называемых зацеперах и хулиганах, забрасывающих камнями поезда или ослепляющих лазерными указками пилотов самолётов. Максимальное наказание за это предусматривается в виде лишения свободы на два года», – сказал Крашенинников. 

В случае окончательного принятия законопроекта транспортным дебоширам и хулиганам будет грозить наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет или штрафы до 150 до 300 тыс. руб. Если хулиганство совершено группой, то максимальное наказание – лишение свободы на срок до семи лет. Если неправомерные действия совершены с применением взрывчатых веществ или взрывных устройств – до восьми лет лишения свободы. 

Существующее наказание по статье 11.17 КоАП РФ «Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте» в виде сторублёвого штрафа не останавливает нарушителей. 

По данным Главного управления на транспорте МВД России, в 2016 году к административной ответственности по различным статьям главы 11 КоАП РФ привлечены свыше 219 тыс. граждан. Больше всего зацеперов в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. Только за последнюю неделю февраля 2017 года сотрудники УТ МВД России по СЗФО задержали 10 зацеперов, «оседлавших» пассажирские и грузовые поезда, электрички и даже «Сапсан». В ночь с 4 на 5 марта 2017 года машинист поезда, проходящего по станции Домодедово павелецкого направления Московской дороги, заметил, как двое молодых людей по очереди спускаются с пешеходного моста на вагон-цистерну. Задев провода контактной сети, оба получили травмы, не совместимые с жизнью, сообщили в Московском межрегиональном следственном управлении на транспорте СК РФ. 

Эксперты считают, что ужесточение наказания – своевременная мера, но вряд ли она будет эффективна сейчас. Ведь поимка зацепера дело непростое как с технической, так и с юридической точки зрения. В 2016 году было задержано 567 зацеперов. Правом их задерживать наделены только полицейские. Штат транспортной полиции на конец 2016 года составлял порядка 35 тыс. человек. Ещё меньше тех, кто работает в сфере охраны порядка на железнодорожном транспорте. К тому же, заметив зацепера, полицейский физически не может ни остановить поезд, ни догнать его. А процедура снятия нарушителя требует от полицейского чуть ли не филигранной точности. Страж правопорядка рискует оказаться под следствием, если зацепер при поимке получит повреждения или попадёт под встречный поезд. 

Дебоширы тоже чувствуют себя вольготно. По данным АО «ФПК», в прошлом году из поездов было выдворено 12 тыс. 863 нарушителя. В минувшую пятницу на станции Ружино ДВЖД наряд сопровождения поездов прервал поездку супругов-хулиганов, распивавших алкоголь в поезде Владивосток – Совгавань. Обоим грозит административное наказание за распитие, а мужчину, осыпавшего полицейских бранью, могут привлечь к уголовной ответственности по статье 319 Уголовного кодекса. 

Начальник Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля РЖД Дмитрий Раенок внёс предложение расширить полномочия ЧОПов. «Охранникам нужно расширить полномочия, чтобы они могли задержать и доставить нарушителей в линейный пункт МВД. Сейчас в договорах с ЧОПом мы прописываем пресечение нарушений, связанных с транспортной безопасностью. Также нужно привлекать дружинников», – считает он. 

По словам Павла Крашенинникова, законопроект об уголовной ответственности для нарушителей на транспорте после доработки в комитете будет представлен к третьему чтению в конце марта – начале апреля. 

Газета "Гудок" № 38 от 13.03.2017